Задачи.
Дать детям элементарное представление, как к нам музыка пришла; развивать
самостоятельность мышления, музыкально-сенсорные способности, эмоциональную
отзывчивость, желание действовать с музыкой; доставить детям радость от встречи
с музыкой.
Оборудование.
Фонограмма, детские музыкальные инструменты, иллюстрации с изображением птиц,
музыкальных инструментов и фланелеграф.
Ход развлечения: Дети вместе с воспитателем заходят в зал и садятся
на места.
Музыкальный
руководитель. К музыке мы привыкаем так быстро, что не можем представить, как
без нее обойтись.
Давным-давно,
когда землю стали заселять разные племена и народы, когда люди не знали слов,
не умели писать, уже тогда существовала музыка. Мамы укладывали своих малышей,
напевая тихую мелодию; охотники и воины показывали в плясках предстоящее
сражение. Сначала люди сопровождали свое пение ударами по коленям, но вскоре
убедились, что и куски дерева, камни тоже могут звучать,— так появились первые
музыкальные инструменты — погремушки, затем барабан, ложки. Люди до сих пор
используют эти инструменты.
Давайте послушаем
наших ложкарей и споем для них песню «Во кузнице». В музыке много
звукоподражания. Какую музыку можно услышать в природе? (Ответы
детей. Затем слушается «Пляска птиц», музыка Н. А. Римского-Корсакова.)
Мы с вами знаем
«Сказку о царе Салтане.... Вспомним, как Гвидон превращается в шмеля:
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму-и в щель забился
Давайте
послушаем, как композитор Н. А. Римский-Корсаков изобразил полет шмеля, (Исполняется
отрывок из «Полета шмеля».)
Слушая природу,
люди выделяли отдельные звуки, пытаясь записывать их,— так появились ноты:
Пять линеек нотной
строчки мы назвали нотный стан И по ней все ноты-точки разместили по местам.
Песенка-распевание
«Нотки»
До — воробышка гнездо,
Ре —деревья во дворе,
Ми — котенка накорми.
Фа — в лесу кричит
сова.
Соль — играет детвора»
Ля — запела вся земля
Си — поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться
к до.
Музыкальная
мелодия складывается из музыкальных звуков. Какие бывают музыкальные звуки?
На каждое свойство
музыкального звука проводится музыкально-дидактическая игра, например «Три
поросенка», «Определи по ритму» (по книге: Комиссарова Л. Н., Костина Э. П.
Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.— M., 1986)»
Музыкальные
звуки различаются не только по высоте, длительности, динамике, но еще и по
тембру. Тембр — это окраска голоса. Одни говорят мягким, тихим голосом, другие
— резким, громким. Чтобы изобразить образ музыкального героя, композитор
подбирает разные по звучанию музыкальные инструменты, так, как это сделал С.
Прокофьев в музыкальной сказке «Петя и волк». Мне очень понравилось, как он
изобразил двух птиц.
Послушайте и
сравните птичку и утку. (Прослушиваются фрагменты.)
Обобщение. Птичка легкая, нежная, быстрая — ее исполняет флейта, а утка,
наоборот, неуклюжая, неповоротливая — и инструмент другой — это гобой. (Показ
иллюстраций с изображением музыкальных инструментов.)
Как у человека
бывает разное настроение, так и звучание разных инструментов передает разное
настроение. (Проводится упражнение.)