Игры - превращения выполняются без текста. Они учат
чувствовать напряженное и ненапряженное состояние мышц, всего тела или
отдельных частей корпуса: ног, рук, головы, шеи, плеч.
ДЕРЕВЯННЫЕ И ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног.
Корпуса. Опущенных вдоль тела рук. Выполняются резкие повороты всего тела
вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч. Ступни крепко и
неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам. Дети должны снять излишнее напряжение
в плечах и корпусе: руки висят пассивно; ноги слегка расставить.
Из этого положения корпус следует разворачивать то вправо,
то влево. При этом руки, как у тряпичной куклы, обвиваются вокруг тела, голова
поворачивается.
Движения деревянных и тряпичных кукол в чередовании
исполняются несколько раз подряд, чтобы дети смогли почувствовать разницу
напряженных и расслабленных мышц.
ЦВЕТОЧЕК
Дети должны потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев
весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно начинают
«падать» кисти рук («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), сгибаются
руки в локтях («стебелёк сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины.
Шеи и плеч, надо позволить корпусу. Голове и рукам пассивно упасть вперёд, слегка
согнув колени («завял цветочек»).
КРЫЛЬЯ САМОЛЁТА И МЯГКИЕ ПОДУШЕЧКИ
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы,
напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев (изобразить «крылья самолета»).
Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, слегка опустив плечи. А локти.
Кисти и пальцы пассивно согнуть. Руки как бы ложаться на мягкую подушку.
МЕЛЬНИЦА
Дети выполняют свободное круговое движение рук: описывают
руками большие круги перед собой, начиная из положения «руки в стороны».
Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром
темпе. Необходимо следить. Чтобы в плечах не возникало зажимов. При которых
сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
ПАРОВОЗИКИ
Дети выполняют круговые движения плечами: руки согнуты в
локтях, локти прижаты к корпусу. Пальцы собраны в кулачок. Непрерывное
неторопливое круговое движение плечами вверх - назад - вперёд. Амплитуда
движения максимальная. При движении плеч назад напряжение усиливается. Локти сближаются,
голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки.
Желательно следить. Чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперёд.
Т.е. расширяя. А не сужая грудную клетку.
ВЕЛИКАНЫ И ГНОМЫ
Положив руки на пояс. Дети встают в исходное положение:
пяточки вместе. Носочки в стороны. Не спеша надо подняться на полупальцы.
Продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы дети опускаются на всю
ступню. Не перенося тяжесть тела на пятки. Движение следует повторить несколько
раз.
НАДУЙ МЯЧ
В игровом задании участвуют двое детей. У одного в руках
находится воображаемый «насос». Второй изображает сдутый мячик. Первый ребёнок
стоит прямо. Слегка расставив ноги. Второй - присаживается. Корпус его при этом
находится в расслабленном состоянии (голова и руки опущены). В тот момент.
Когда первый ребёнок выполняет активные наклоны, имитируя движения насоса,
второй начинает медленно подниматься, расставляя закруглённые руки в стороны и
изображая постепенно наполняющийся воздухом «мяч». Все мышцы тела постепенно
начинают напрягаться. Когда «Мяч» надут до предела. Первый ребёнок «вынимает
клапан», резко выпуская воздух. «Мяч» быстро возвращается в исходное «сдутое «
положение: колени сгибаются. Голова опускается. Руки безвольно свисают. Весь
корпус полностью расслабляется. Игра повторяется несколько раз. Затем дети
меняются ролями.