Проводится
в любое время года без специальной подготовки. Используется знакомый, ранее
разученный музыкальный материал: упражнения, игры, пляски, песни. Взрослые,
которые готовят это развлечение, предлага¬ют детям участвовать в неожиданных
для них ситуациях, незнакомых играх, конкурсах, эстафетах, создают обстановку
непринужденности.
Цель
развлечения: создать веселое настроение, принести детям радость, новые
впечатления, удовольствие. Оно должно проходить легко, непринужденно.
Декорации
на центральной стороне зала и реквизит помогут детям перенестись в воображаемую
Африку, но пока они скрыты занавесом. Звучит веселая, ритмичная музыка. В зал,
сво¬бодно группируясь, входят дети.
Ведущий. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Правильно, это вы можете
показать под замечательную музыку Л. Делиба.
Дети берут в руки еловые веточки или любые атрибуты разных времен года
(желтые или зеленые листья), под музыку вальса из балета «Коппелия» Л. Делиба
(можно использовать любой вальс, по своему усмотрению), импровизируя, танцуют,
передавая характер музыки.
Ведущий. Да, за окном мороз, холод, снег (или приметы другого времени года), а
мы сегодня отправимся в очень жаркую страну, и нам станет тепло и весело,
хотите согреться? Тогда мы полетим в Африку! Наши самолеты готовы к полету,
занимайте места.
Африка, Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут...
Скорее едем в Африку!
Нас джунгли зовут!
Дети, раскинув руки в стороны, изображая самолеты, под музыку
«Пиццикато» И. Штрауса легко бегут по залу и выбегают из него в коридор, где
быстро надевают на себя зеленые и красные (или других цветов) майки, в которых
будут в дальнейшем участвовать в развлечении. Намай-ках нашиты фотографии
различных животных - хищников и травоядных.
После переодевания (оно
происходит очень быстро) дети на «самолетах» влетают в зал, вид которого
изменился: за время отсутствия детей ведущий раздвинул занавесу центральной
стены. Перед детьми предстали огромные пальмы с кокосами на них, ярко-зеленая
трава под ними (все изготовлено из цветной бумаги и прикреплено к центральной
стене), птицы и животные жаркой страны (мягкие игрушки).
Ведущий. Вот мы и прибыли в джунгли, посмотрите, как интересно
вокруг!
Дети рассматривают зал, вдруг неожиданно появляется
Мартышка (взрослый, одетый в соответствующий костюм). Под веселую песню
«Мартышка» в грамзаписи (муз. Б. Савельева, ел. Л. Рубал ьской. - Фирма «Мелодия»,
1989) она веселоритмично и озорно танцует, вовлекая в танец всех детей.
Вдруг в конце танца Мартышка, поскользнувшись, падает
- ушибла ногу. Дети ее жалеют, гладят, сочувствуют.
Ведущий. Что же делать, ребята? Мартышка так старалась всех развеселить - и
вдруг такая беда, ушибла ногу. Как же ей помочь? Может быть, стоит позвать
доктора Айболита?
Дети зовут Айболита. Звучит веселый марш, входит
взрослый в костюме Айболита.
Айболит. Что случилось? Зачем вы меня звали? (Дети объясняют.) Сейчас осмотрим Мартышку. Так,
сердцебиение нормальное, пульс хороший. Самое лучшее лекарство для обезьян -
это банан. (Достает
из своей сумки игрушечный банан и угощает Мартышку, она «ест» банан и выздоравливает.)
Ведущий. Дорогие Мартышка и Айболит! Мы приехали в Африку, чтобы побывать в
джунглях, не поможете ли нам? Мы вас очень просим: не покидайте нас!
Айболит. Хорошо. Теперь все здоровы, пора нам отправляться в поход в джунгли. Вы знаете,
что прежде всего понадобится нам? Отгадайте. В поход беру такой мешок, Кладу в
него запасы впрок, Он едет на моей спине, И с ним в пути удобно мне. (Рюкзак.)
Айболит. А как нужно оснастить рюкзак, какие вещи необходимо
взять с собой в дорогу, вы это знаете? Давайте сейчас проверим.
Проводится эстафета «Собери рюкзак». Дети делятся на
две команды: «Травоядные» и «Хищники», строятся в две колонны друг за другом.
Мартышка и Айболит выносят и ставят напротив каждой команды на некотором
расстоянии корзинки с различными необходимыми в походе предметами и такими,
которые можно не брать с собой: ложки, кружки, пачки печенья, муляжи фруктов,
небольшие мягкие игрушки, подушки, разные безделушки. Рядом с игроком, стоящим
первым в каждой команде, кладут по пустому походному рюкзаку. Первый ребенок
из каждой команды должен добежать до корзинки, взять один предмет, вернуться к
своему рюкзаку, лежащему впереди его команды, положить в него необходимую для
похода вещь и вешать позади своей колонны. Затем игроки, стоящие вторыми,
проделывают тот же путь и т.д.
После того, как все необходимые вещи собраны в
рюкзаки, Айболит и Мартышка вместе с детьми смотрят, правильно ли было
выполнено задание. Победители получают очки: если выигрывают «Травоядные», то
им вручают банан. Если «Хищники» - кость. (Банан и кость могут быть пластиковыми,
картонными или сшитыми из ткани, набитой ватой.) С помощью этих предметов в
конце игры подсчитывающем очки.
Айболит. Ребята, давайте договоримся, что у нас с вами будет
боевой клич. Я громко крикну: «Джунгли...», а вы мне звонко ответите: «Зовут!».
Итак, джунгли... (Дети отвечают дружно: «Зовут!») Молодцы. Но что это? Кажется,
слышны звуки джунглей, прислушайтесь.
Звучит фонограмма со звуками и
голосами обитателей джунглей. Ведущий предлагает детям изобразить их
движениями и мимикой. Дети импровизируют движения птиц, животных, насекомых,
не подражая друг другу.
Айболит. Посмотрите, на нашей дороге мост. Это Мост сильных. На
нем можно помериться силами. Джунгли...
Дети. Зовут!
Проводится соревнование
«Намосту». В центр зала ставят гимнастическую скамейку, от каждой команды
выходят по одному игроку. «Хищнику» в руки дают большую кость (длиной 1 метр), сшитую из ткани,
набитой внутри поролоном или ватой, «травоядному» - банан (такой же длины),
выполненный тем же способом. И банан, и кость должны быть крупными и мягкими.
По сигналу игроки, встав на «мост», должны сбить друг друга своими предметами -
бананом и костью. Кто с «моста» спрыгнул, тот проиграл. Можно повторить
соревнование несколько раз с разными игроками. Очки - бананы и кости - накапливаются
в корзинках у каждой команды.
Айболит. Я вижу впереди опасные тоннели. Интересно, чья команда
пройдет их быстрее? Джунгли...
Дети. Зовут!
Проводится соревнование
«Пройди через тоннель». Дети строятся в две колонны, перед каждой из них
Мартышка и Айболит кладут обруч (по одному на каждую команду) с нашитой тканью
по его окружности так, чтобы получился «тоннель». Дети по сигналу пролезают на
четвереньках друг за другом внутри «тоннеля» (его длина -2-3 метра). Побеждает та
команда, которая быстрее преодолеет препятствие.
Айболит. В джунглях нужен очень хороший слух, давайте я его у
вас проверю.
Айболит двумя деревянными палочками (или любыми
другими стучащими предметами) отстукивает ритмический рисунок, дети его повторяют.
Айболит. Внимание! Впереди опасное место, его можно пройти
только по кочкам. Ребята, вперед! Джунгли...
Дети. Зовут!
Проводится соревнование «Пройди по кочкам». Дета
делятся на две команды, выстраиваются в колонны. Игрокам, стоящим первыми, выдают
по два плоских диска диаметром 35
см, с помощью которых они, перекладывам диски по полу и
переступая по ним, передвигаются вперед по залу. Добравшись до стульчиков,
стоящих впереди, обегают их, взмв диски в руки Затем возвращаютсм к своим
командам, передают их следующим игрокам. Этот путь преодолевают игроки, стоящие
вторыми, затем - третьи, и так до последнего игрока. Выигравшая команда
получает банан или кость.
Мартышка. С вашим приездом у нас в джунглях стало веселее, вы
такие радостные, ловкие, красивые, смелые и сильные.
Ведущий. Мартышка, хочешь, мы научим тебя танцевать наши
любимые танцы и петь наши любимые песни?
Дети исполняют один-два знакомых танца и поют любимые
песни. Мартышка и Айболит поют и танщ>ют вместе с ними.
Айболит. Пришло время подвести итоги наших соревнований.
Вместе с детьми Мартышка и Айболит подсчитывают очки:
кости «Хищников» и бананы «Травоядных». Ведущий объмвлмет команду-победителя.
Ведущий. Пора нам возвращаться домой. Но самолетам невозможно приземлиться в
джунглях, мы очень далеко зашли. Что же делать?
Мартышка. У нас живет Сказочная Птица. Может быть, она вам
поможет. (Дети
зовут Сказочную Птицу.)
Появляется взрослый, одетый в костюм Сказочной Птицы
(его можно скомпоновать из элементов различных костюмов, крылья и хвост
украсить разноцветными газовыми косынками или шарфами, главное, чтобы костюм
был необычным, красочным, «волшебным»).
Сказочная Птица танцует под
музыку любого вачьса.
Ведущий. Уважаемая Сказочная Птица, не поможете ли вы нам
добраться домой?
Птица выносит большую связку разноцветных воздушных
шаров. Мартышка, Айболит и ведущий помогают ей раздать шары детям. Под веселую
музыку дети, держа шарики в руках, танцуют, любуются ими, подбрасывают их, а
затем «улетают» из зала. Прощаясь, Мартышка и Айболит машут детям вслед.